0

Дэвид Эддингс - Летописи Белгариада

Posted by Brio on 9:58 in ,

 О цикле Дэвида Эддингса я знал еще с раннего детства – папа часто покупал мне различные фэнтезийные книги, на последних страницах которых красовались анонсы «Белгариада», «Легенд Скарпсея», «Заклинательниц ветров», «Ордена Манускрипта» и многих других книг, которые, к сожалению, в то время невозможно было достать в магазинах моего города. Возможность наверстать упущенное появилась у меня сейчас и время от времени, я перемежаю чтение новинок книгами, которые, наверное, уже успели стать классикой фэнтези.


«Белгариад» - это эпос о противостоянии двух Пророчеств, разными путями ведущих к событию, исход которого способен изменить Вселенную, история борьбы за Око Олдура - могущественный артефакт, дающий его владельцу неограниченную власть.

Простой деревенский паренек Гарион  живет со своей тетей-кухаркой на небольшой ферме, но тихий и спокойный быт в раз меняется с прибытием Старого Волка. Мальчик осознает нависшую над ним опасность и теперь ему предстоит пройти долгий путь вместе со старым чародеем, кузнецом Дерником, хитрецом Силком и богатырем Бейреком, чтобы вернуть Око Олдура наследнику Райвенского трона.




Аллюзии

Наверное, ни одно эпическое фэнтези не может избежать сравнений с эталоном жанра - «Властелином Колец». Не смотря на многочисленные комментарии на различных сайтах о сходстве "Белгариада" с эпосом Толкиена, лично я общего обнаружил мало.Конечно, здесь тоже присутствует мифологическая основа (эпиграфом каждой книги служит отсылка к далекому, полулегендарному прошлому), глобальная и продуманная карта мира, масштабные сражения и поход, от которого зависят судьбы всех народов. Но любые намеки на сходство пропадают в первой же книге, когда нашему взору предстают короли этого мира – толстые и ленивые старики, скучающие от дворцовой жизни и тоскующие о славных подвигах своих предков. Поневоле задумываешься, куда им до мудрых и величественных правителей Средиземья?

Первая книга цикла – «Обретение чуда» - куда больше напомнила мне приключения Гарри Поттера (даже имена главных героев похожи). Смотрите сами – главный герой растет, не зная своего истинного происхождения под опекой могущественных защитников, которые для его же безопасности выдают себя за простых людей. К тому же, гролимы - главные враги Гариона, в случае, когда кто-либо произнесет их имя, могут начать слежку за этим человеком с любого расстояния, а один из главных отрицательных персонажей первых двух томов, Эшарак, с помощью установленной с мальчиком ментальной связи, в определенной степени контролирует его мысли и поступки.


Возвращаясь к «Властелину Колец», с некоторой натяжкой, можно посчитать, что путь защитников Ока простирается по местам, похожим на земли, пройденные братством Кольца. Лес Дриад вполне может сойти за Лориен, Марагор одновременно похож и на копи Мории и на пещеры призраков, в Ктол Мергосе нашлось место даже двери с волшебным замком, страна энгараков – просто вылитый Мордор, а визит к отшельнице Вордай очень напоминает гостевание хоббитов у Тома Бомбадила, разве что Вордай не пыталась заставить Око Олдура исчезнуть.

И наиболее неожиданная параллель - в конце четвертой книги, когда Гарион осознает свое истинное предназначение, цикл словно превращается в перенесенную в более масштабные декорации версию Линдгреновской «Мио, мой Мио».

Волшебство

Не смотря на обилие персонажей, главными героями цикла все же являются чародеи. В первых трех книгах кажется, что возможности Белгарата и Полгары практически безграничны. Чего они только не делают - и дождь   вызывают, и мысли  читают, и в животных превращаются, и из сухой ветви цветущую яблоню  выращивают, а при желании даже целый город могут в щепки разнести. При этом, даже время от времени вспоминают о том, что гролимы, от которых вроде как необходимо скрываться, могут почуять использование волшебства. Но уже в «Обители чародеев» и для всемогущих чародеев появляются  ограничения: нельзя приказать чему-либо перестать существовать, ведь тогда сила обратится против своего хозяина, а применение особо мощного волшебства истощает силы настолько, что усталость может не проходить в течение недель, либо  вообще привести к потере дара.

Мир «Белгариада»


В целом, цикл можно рассматривать, как путеводитель по миру, придуманному Эддингсом. Страны различаются по форме правления и социальному строю, а за народами мира «Белгариада» угадываются прообразы из реального мира. Так, аренды напоминают рыцарей средневековой Британии, да и феодальный строй, царящий в их стране служит еще одним поводом для сравнения, история истребления народа Мары жадными к золоту толнедрийцами похожа на уничтожение южноамериканских индейцев испанскими конкистадорами, наездники-олгары внешним видом смахивают на украинских казаков, найсанийцы как две капли воды похожи на египтян, олорны – вылитые викинги, а жители Синдарии своим способом избрания правителя могут сойти за любую демократию современного мира.

Персонажи

Удивительно, но главный герой книги кажется совсем тусклым персонажем. Куда интереснее наблюдать за взаимными подтруниваниями Белгарата, Полгары и Силка, как раз их отношения и создают особую атмосферу книги. На их фоне многие другие участники отряда выглядят либо неярко, либо просто нелепо: глуповатый Леллдорин, непобедимый, но невероятно пафосный рыцарь Мэндореллен, угрюмый всадник Хеттар и, конечно, капризная принцеса Се’Недра. О ней отдельный разговор. В сравнении, к примеру, с Малтой из «Саги о живых кораблях» Робин Хобб, принцесса совершенно безобидна, но в некоторых случаях действует невероятно глупо, что особенно удивляет, если учесть, в насколько серьезных событиях ей приходится принимать участие.

Итог

Цикл, на мой взгляд, получился очень неровным. Первая половина «Обретения чуда» меня заинтересовала: преследования гролимов, хитрости и маскировка – все это создавало интригующую завязку. С момента появления королей мое отношение изменилось, да и многие перспективные сцены, к примеру, переправа через Чирекский пролив, ограничились парой абзацев. Главным минусом второй книги для меня стали неуязвимость отряда и бесконтрольное использование магии – любая интрига пропадает, если преодоление препятствий не стоит героям никаких усилий. «В поисках камня» стала для меня лучшей книгой цикла – время, проведенное в Долине Олдура, сцены перевоплощения Гариона в волка, его охота вместе с дедушкой и бабушкой, встреча с другими чародеями и Олдуром помогли глубже раскрыть главных персонажей. Сюжет следующей книги - «Обители чародеев» - провисает из-за долгого бездействия в Райве, а перевоплощение Се’Недры в Жанну Д’арк выглядит совсем уж неправдоподобно. В последней части цикла примерно четверть книги описывает совершенно не нужные политические интриги, но как только начинается решающая битва, забываешь о всех недостатках – она описана красочно и масштабно. В целом, я могу сказать, что цикл «Летописи Белгариада» является вполне достойным представителем эпического фэнтези. 

0 Comments

Отправить комментарий

Copyright © 2009 Brio All rights reserved. Theme by Laptop Geek. | Bloggerized by FalconHive.