5

Джордж Мартин - Песнь льда и пламени

Posted by Brio on 06:26 in ,

- Ты сложишь для него песню? 
- У него уже есть песня. 
Он тот принц, что был обещан, 
и его гимн - песнь льда и огня.

Зима близко. Белые вороны разлетаются из Староместа. Ходоки просыпаются в лесах за Стеной и остаткам Дозора вряд ли хватит сил, чтоб сдержать их натиск.
Мир уже не тот, что прежде. Исчезли чародеи. Чардрева вырублены или сожжены и не поют больше Песнь Земли Дети леса. Чудеса древней Валирии забыты, а небеса опустели без драконов.
Но что до того людям? Созданиям, чьи лорды превыше всего ценят власть и готовы заплатить за желаемое любой ценой, а короли так глубоко погрязли в борьбе за Железный трон, что даже самая разрушительная война не в силах их остановить?
Неспокойные времена настали для Вестероса. Но скоро, скоро все изменится. Ведь далеко на востоке Дейнерис Бурерожденная пробудила драконов. Ведь за Стеной Бран Старк почти добрался сердца древнего леса, а Джон Сноу ведет одичалых в последний дозор. Ведь с севера уже веют первые ветры Зимы.


О сюжете

Без преувеличения “Песнь льда и пламени” Джорджа Мартина можно назвать главным фэнтези-циклом последнего двадцатилетия. Первым догадавшись сплести воедино реализм средневековой истории и сказочность фэнтезийных миров, Джордж завоевал признание читателей, получил массу наград и породил целую волну подражателей. “Песнь льда и пламени” не уступает по популярности “Властелину колец” Толкиена, а практически каждую новую книгу цикла Locus награждает титулом “Лучший роман года в жанре фэнтези”. Да и сериал, который вот уже третий год снимается каналом HBO, только подогревает интерес к вестеросской эпопее.

Действие “Песни” разворачивается в мире, где лето и зима могут длиться от нескольких месяцев до многих десятилетий. Винтерфельский лорд Нед Старк становится десницей короля в то время, когда в Вестеросе подходит к концу Долгое Лето и приметы обещают не менее затяжную зиму. Его дети следуют за отцом в Королевскую гавань, а внебрачный сын Джон Сноу отбывает на север нести службу в Ночном дозоре. Последнюю осень Вестероса окрасят пламенем гибель короля Роберта Баратеона и разгоревшаяся вслед за ней война за престолонаследие.

В центре поветствования несколько сюжетных линий: судьбы таких разных детей Неда: Роба, Арьи, Брана, Сансы, Рикона и Джона, путь Дейенерис от беглой наследницы престола до практически королевы Востока, история презираемого собственной семьей карлика Тириона Ланнистера. И это не говоря о бесчисленных кандидатах на престол. На шахматной доске Мартина расставлено много фигур и с каждым новым шагом все больше пешек стремятся попасть в ферзи.


У Песни Льда и Пламени множество сильных сторон.  В первую очередь - это масштабность происходящего: два огромных континента, где практически каждый город получает свою долю экранного времени, сложные и разветвленные родственные отношения между персонажами, многоходовые политические и военные стратегии и полная реалистичность происходящего. Во вторых - проработанность описанного мира. Для того, чтобы фэнтезийный мир получился живым мало продумать только его географию и историю. Нужны легенды, мифы, сказки, нужны устоявшиеся обычаи, обряды, поверья, особенности, характерные для каждой местности, в конце-концов, нужны песни. Со всем этим Мартин справляется на отлично. Песню о Медведе и прекрасной деве знает, пожалуй, каждый бродяга, в землях Ланнистеров поют грустную балладу о “Рейнах из Кастамере”, а в Риверране можно услышать песню о Дженни из Старых Камней. Рабыни Востока делятся друг с другом мифическими историями о драконах, в свете камина старые бабушки рассказывают внукам полузабытые сказки о детях леса, великанах и Долгой зиме, а каждый замок хранит легенды о своих основателях.

Некогда на небе было две луны, но одна подошла слишком близко к солнцу и лопнула от жары. Тысяча тысяч драконов вырвались из ее недр наружу пить пламя солнца. Вот почему драконы выдыхают пламя. Однажды и вторая луна поцелуется с солнцем. Она лопнет и драконы вернутся.

И, наконец, загадки. По тексту разбросано множество загадок, связанных с генеалогией (угадайте, чей на самом деле сын Джон Сноу и является ли Тирион истинным Ланнистером) и пропавшими персонажами (простейший пример - Аллерас-Сфинкс - ученик Цитадели, при перестановке букв имени которого получатся сбежавшая от отца Сарелла Сэнд). Подобные мелкие загадки - своего рода игра для внимательных читателей. Мартин любит разбрасываться намеками, но, скорее всего, большую часть из них удастся заметить только при повторном прочтении, когда следующие сюжетные хода уже известны. Но есть и загадки другого рода - мозаика событий прошлого, обрывки которого иногда всплывают в разговорах или воспоминаниях самых разных героев (именно таким образом по крупицам собираются детали восстания Роберта Баратеона, правления Таргариенов или проишествия в Летнем Замке), а также загадки мироустройства Вестероса. Кто такие Дети Леса, откуда приходят Иные, как драконы и смена времен года связаны с магией, что могут варги и зеленовидцы, в чем заключаются цели жрецов Рглора, Безликих и народа Края Теней, сколько правды в преданиях о Долгой ночи и почему исчезла Валирия? Зацепки, которые подбрасывает Мартин, способны запутать даже мудрецов Староместа, а окончательные ответы на них дадут лишь “Мечты о весне”.


История

Спросите первого встречного - какое главное достоинство “Игры престолов”? Не сомневаюсь, что он ответит: “близость к истории”. Зачитываясь историческими хрониками, Мартин, безусловно, смог прекрасно воссоздать в своем придуманном мире средневековые быт и традиции. Но гораздо интереснее другое - то, какие исторические прообразы прослеживаются у героев и событий его цикла.

Джордж не остановился лишь на создании текущей эпохи своего магнум-опуса. Геральдике и генеалогии великих домов Вестероса может позавидовать любая аристократическая семья наших дней, а хроника событий начинает свой ход за 12 000 лет до событий первой книги. Все началось с Рассветной эпохи - времени Детей Леса и великанов. Приход в Вестерос людей предшествовал легендарным Долгой Ночи и Веку героев, когда еще бродила Железными островами морская драконица Нагга, а Штормовой Предел, Винтерфелл и Стена лишь начинали возводиться. На смену Веку героев пришли Время андалов и Рок Валирии, за которым последовали завоевание Вестероса Эйегоном и восстание Баратеонов - событие, послужившее спусковым крючком Игры престолов.


Если изучить противостояние Детей леса, андалов  и первых людей - становится ясно, откуда растут корни у истории Вестероса. Первая эпоха хроник мартиновского континента в точности совпадает с ранней историей Британии, правда, вместо мифических лесных существ и великанов на ее берегах сражались кельты, бритты, римляне, саксы и пикты. Ейегон Завоеватель, захвативший Семь королевств, в свою очередь, является отсылкой к Вильгельму Завоевателю - нормандскому герцогу, ставшему в XI веке королем Англии. Образующее сюжетную основу “Игры престолов” противостояние Старков и Ланнистеров вдохновлено Войной Алой и Белой розы, а ключевое событие “Бури мечей” - Черным обедом. На Британию указывает и то, что в ее истории имела место Война пяти королей, а если углубиться в народный фольклор, можно сказать, что Братство без знамен списано с банды дружественных людям разбойников под предводительством Робин Гуда. Но в цикле читаются аллюзии не только на британскую историю. Восстание Баратеонов сюжетно практически повторяет Троянскую войну, где роль Елены сыграла Лианна Старк, а таинственный Рок Валирии во многом похож на дошедшие до нас истории об Атлантиде и народе, населявшем ее.

География

Одна из изюминок Песни льда и Пламени - прекрасные описания пейзажей. В своих интервью Мартин часто рассказывает о том, что в детстве не имел возможности путешествовать по миру и на помощь ему приходило воображение. Заснеженые леса и горы за стеной, древний Старомест, затонувшие города Эссоса, колышущаяся трава Дотракийского моря - все они словно встают перед глазами читателя.

— Это Ни Сар, где Мать встречает свою Буйную Дочь — Нойн, — сказал Яндри, — но своей самой широкой точки она достигнет, когда встретится с остальными дочерьми. У Кинжального Озера присоединится Койн, Мрачная Дочка, полная золота и янтаря с Топора и сосновых шишек из лесов Квохора. Южнее Мать встретит Лорулу, Улыбчивую Дочь с Золотых Полей. Там, где они сливаются, когда-то стоял Кроян, праздничный город, где улицы были из воды, а дома — из золота. Затем снова на юг и восток на долгие лиги, пока, в конце концов, не подползет Селору — Застенчивая Дочь, что прячет свои воды в тростниках и заводях. Там Мать Ройна разливается так широко, что если выплыть на середину реки — не видно берегов. Вот увидишь, мой маленький друг.


Об устройстве мира Игры престолов известно не так уж много. Площадкой для действий служат два континента - западный Вестерос и восточный Эссос, но не исключено, что могут быть и другие, ведь люди Средневековой Европы даже не догадывались о существовании  Америки или Австралии до Эпохи географических открытий. На севере от Вестероса лежит Край вечной зимы, куда не решается заходить ни один человек, а на дальнем востоке Эссоса кроме Вольных Городов и Залива работорговцев раскинулись не менее таинственные Асшай и Край Теней. Тем не менее, львиная доля событий происходит в Семи королевствах - государстве, возглавляемом королем на Железном троне. За каждым из округов Семи королевств закреплен лорд-сюзерен, а стороны света защищаются своим Хранителем.


Совпадения с географией Британии прослеживаются и здесь: кроме того, что за Стеной невооруженным глазом угадывается Адрианов вал (в чем Мартин сам и признается), в течение 350 лет древняя Англия являла собой гептархию, другими словами - семь королевств, а независимыми государствами, входившими в ее состав были Уэссекс, Суссекс, Эссекс, Кент, Восточная Англия, Нортумбрия и Мерсия. Правда, Семь королевств Мартина больше напоминают страны Европы, а точнее Великобританию, Францию, Швейцарию и частично Скандинавию. Исключением может послужить лишь Дорн - что-то среднее между Испанией и Персией. Железные же острова, скорее всего, основаны на норвежском Королевстве Островов, а негостеприимный Север, вероятно, ассоциировался у Мартина с Гренландией.

Увязнув лапами в снегу, он стоял на краю глубокой пропасти. Перед ним обрывался в воздух Воющий перевал, а внизу, как стеганое одеяло, лежала длинная клинообразная долина, играя всеми красками осени.
В одном ее конце между горами высилась огромная голубовато-белая стена, и он на миг подумал, что сон перенес его обратно в Черный Замок, но тут же понял, что смотрит на ледяную реку высотой в несколько тысяч футов. Под этим ледовым утесом простиралось большое озеро, в чьих глубоких густо-синих водах отражались окрестные снежные вершины. Теперь он разглядел в долине людей — много народу, тысячи, целое войско. Одни долбили ямы в промерзшей земле, другие упражнялись в боевых ремеслах. Куча всадников атаковала стену из щитов — их кони отсюда казались не больше муравьев. Ветер доносил шум этого потешного боя, похожий на шорох стальных листьев. От тысячи костров тянулись столбы темного дыма. Это не армия и не город. Здесь собрался вместе целый народ.


К слову говоря, Мартин не любит точных заимствований - многие из его городов или стран имеют сразу несколько прообразов. Наиболее яркий пример - Браавос - город каналов  и крупный морской порт, въезд в который охраняется Браавосским Титаном. Перенеся его в наш мир, получим Венецию с Колосом Родосским. Другой пример - Валирия. Хоть своей гибелью полуостров и напоминает Атлантиду, но общественным устройством он ближе к Древнему Риму или Египту. Судите сами - огромная империя с демократической формой правления и огромным развитием тайных знаний и магии. Проводя аналогии с Римом, восточный сосед Валирии, Старый Гис, вполне мог сойти за Карфаген, основной противник Рима до Пунических воин, а Дети Гиса - Миерин и Астапор ступеньчатыми пирамидами, жарким климатом и гарпиями выдают в себе Месопотамию. Что касается оставшихся народов востока, то дотракийские кочевники - это собирательный образ кочевых татаро-монгольских племен, скифов и североамериканских индейцев, а чернокожие жители летних островов, безусловно, списаны с африканских племен. К тому же, интересно то, что если Вестерос преимущественно базируется на Средневековой Европе, то рабовладельческий Эссос за основу берет государства Древнего мира.

Мифология

Джордж Мартин - не Гай Кей, его связь с мифологией не настолько тесна, но некоторые ниточки нащупать все же удается. Читая “Песнь льда и пламени”, сложно не воспринимать Детей Леса, как некое подобие эльфов Британских островов. Как и эльфы, Дети Леса тесно связаны с природой и деревьями, а  во время нашествия андалов они даже прятались в холмах. Не удивляют в этом контексте и диводрева, почитаемые первыми людьми - ведь кельты с огромным уважением относились к природе и считали любые деревья священными.

Учитывая тесную связь мартиновского цикла с Британией, невозможно не отметить параллели с главным британским эпосом - Артурианой. Конечно, в “Песни льда и пламени” нет своих Мерлинов или Артуров, можно разве что посчитать Эскалибур прообразом меча Светозарного, а Авалон сравнить с Островом ликов. Но нечто общее все же есть и касается оно драконов и комет. Существует следующая легенда: Утер, один из сыновей короля Константина  и будущий отец Артура, перед битвой увидел в небе комету, похожую на дракона. Посчитав, что таким образом небеса посылают ему знак и возвещают  о предстоящей победе, он приказал изобразить на знаменах своего войска красного дракона. Сам же Утер принял прозвище Пендрагон. В зависимости от источника, это имя трактуется как “главный дракон” или “голова дракона”.


Существует связь и со скандинавской мифологией. Согласно скандинавским представлениям о мироздании, всего существовало девять миров. Мидгард, или царство людей было ограждено от Ётунхейма, царства инеистых великанов ётунов, стеной из век отца всех великанов - Имира. Чем вам не Стена, защищающая мир людей от великанов и одичалых? А скандинавский одноглазый бог Один, сопровождаемый воронами Хугином и Мунином и двумя волками, вполне мог послужить прообразом Бриндена Риверса, учитывая его роль в Танце драконов.

Что касается происхождения имен вестеросцев - большинство из них традиционны для земель Британии и не несут в себе ничего интересного. Кроме одного - Брана. Само слово “Бран” в переводе с валлийского означает “ворон”. Мифический король Бран Благословенный, правивший еще до Артура, был мудрецом и целителем, и даже сегодня считается хранителем Великобритании. Ворон же, которые охраняют Лондонский Тауэер, вот уже который век называют птицами Брана Благословенного.

Интересные факты

  • Противостояние огня и льда, лета и зимы - далеко не новая тема для Джорджа Мартина. В 1980 году он написал короткий рассказ “Ледяной дракон”. Прочитать его можно, к примеру, в антологии “Драконы” или мартиновских сборниках рассказов.
  • Большая часть живых существ, обитающих за Стеной, населяли нашу планету в доисторические времена. Так, лютоволк (dire wolf) - это Canis Dirus, один из крупнейших видов псовых, мамонты знакомы каждому школьнику, а великаны и гиганты, за исключением огромного роста, своим описанием больше всего напоминают пещерных людей.
  • “Буря мечей” и “Пир для воронов” - это кеннинги скальдической поэзии. “Буря мечей” или “буря копий” - это метафора битвы, а “радовать ворона” в переводе на наш простой и непоэтичный язык означает “сражаться”.
  • Один из шведских городов носит гордое имя Вестерос. Правда, в нашем мире его название означает всего лишь “западное устье реки”. До 1271 года город назывался просто Арос.



5 Comments


cruto


Интересный разбор! Много нового для себя открыла. Непременно нужно перечитать. Потому что после одного прочтения в голове отложились только действия героев.


Любовь, спасибо! :) Рад, что обзор вам понравился.


"•Противостояние огня и льда, лета и зимы - далеко не новая тема для Джорджа Мартина. В 1980 году он написал короткий рассказ “Ледяной дракон”. "-----------------

Подробное описание параллелей ЛК и ПЛИО: http://www.wheeloftime.ru/forum/index.php/topic,20218.0.html


Syringa, спасибо, интересные наблюдения, особенно о Тирионе.
Говорят, что в Песни о Лии тоже много параллелей с предысторией ПЛиО, но я пока не читал.

Отправить комментарий

Copyright © 2009 Brio All rights reserved. Theme by Laptop Geek. | Bloggerized by FalconHive.